суббота, 7 февраля 2015 г.

Экскурсия в Александровский дворец в Царском селе.

После экскурсии по Екатерининскому дворцу у нас ещё осталось время и мы отправились в Александровский парк. Но перед тем, как попасть в него, мы увидели известный Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин. Никогда бы не подумала, что он выглядит как пристройка к дворцу. Но архитектура всё равно очень красивая. 
За лицеем находился вход в Александровский сад. Он по размерам вряд ли уступает Екатерининскому. Там много широких аллей и мостов. Легко представить, как по ним проезжали экипажи, прогуливались члены царской семьи и...как во время ареста Николая II этот парк охраняли и не давали ворваться разъярённой толпе. Именно трагическая история последних представителей царской династии Романовых привела меня в это место.



В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Дворец выглядит намного скромнее предыдущего, но и символизирует собой он совсем другую эпоху и совсем другой стиль. На смену барокко и классицизму приходит ампир.

Итак, мы внутри Александровского дворца. Место, в котором провели свои последние дни перед ссылкой члены императорской семьи. Конечно, они жили там практически всю свою жизнь, но в мыслях почему-то именно март-апрель 1917 года. Итак, первая комнату в которую вы попадаете - это Полукруглый зал. Полукруглый (Третий Парадный или Средний) зал находился в самом центре Парадной анфилады. В нем при Николае II на Рождество зажигалась  елка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

Из Полукруглого зала мы попадаем в портретный. Эти залы разделяют не двери, а красивые колоны. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. В Портретном зале находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером. В центре висела картина, изображающая Николая I в окружении группы всадников – его свиты. По сторонам этого полотна располагались портреты сыновей императора.


Из Портретного зала мы попадаем в не очень приглядное и ничем не примечательное на первый взгляд помещение, находящееся на реставрации. Но меня привлекла в нём одна деталь. На второй фотографии видно место, к которому прикрепляли детскую горку. С неё в детстве очень любил кататься Ники (будущий император Российской империи) с братом Михаилом.


Далее по плану идёт Угловая гостиная Александры Фёдоровны, где на стене красуется её портрет в полный рост. Говорят, что это самый любимый портрет Николая. Стоит сказать, что отделка Угловой гостиной значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны; интерьер был восстановлен в 1947–1951 годах. В настоящее время в гостиной представлены ковер, гобелен, живопись и керамика, находившиеся здесь при последних владельцах, а также другие уникальные предметы из убранства залов Александровского дворца.


Кленовая гостиная императрицы Александры Фёдоровны.

  Для сообщения с половиной Николая II в комнате была устроена антресоль из кленового дерева, украшенная резьбой. На антресоли находился уголок, где императрица занималась рукоделием и рисованием. В этой комнате после обеда царской семье подавался кофе и накрывался стол для вечернего чая, после которого император, закурив папироску, читал телеграммы, императрица работала, маленькие дети играли на ковре с игрушками, дети- подростки приходили с работой; здесь принимался Г. Распутин. В Кленовой гостиной семья прощалась с Николаем II, когда он уезжал в ставку. Тут же они прощались с ним, в том числе и как с царем, 17 февраля 1917 года, когда он сильно расстроенный, в последний раз уезжал в ставку, а императрица Александра Федоровна, огорченная последними переживаниями плакала.
К сожалению, убранство этого нарядного интерьера погибло в годы Второй мировой войны. Некоторое представление об историческом интерьере Кленовой гостиной сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года.















  Куклы великих княжон.


На месте третьей выставочной комнаты до революционных событий 1917 года находился Сиреневый кабинет, входивший в анфиладу личных комнат императрицы Александры Федоровны и получивший свое название благодаря шелковой материи любимого императрицей сиреневого цвета, натянутой на стены. Декор стен завершал фриз из стилизованных цветов ириса. Многочисленные предметы мебели, частично встроенные в панели, были окрашены эмалевой краской цвета слоновой кости. На полках углового дивана, шкафах и камине располагались предметы из фарфора, камня и стекла, в том числе вазы, изготовленные Э. Галле. В кабинете находилось более тысячи томов книг на русском и иностранном языках, среди которых особое место занимала литература философского и религиозно-мистического содержания. В этой комнате императрица Александра Федоровна проводила больше времени, чем в других: работала, читала, сидя у окна в кресле или на кушетке, возле которой стоял стол с телефонным аппаратом. Тут же на столике складывались письма и телеграммы. В Сиреневый кабинет иногда подавался чай для императорской семьи, обычно в 5 часов вся семья собиралась за столом. Сегодня стол в кабинете сервирован фарфоровым сервизом конца XIX века, изготовленным в Петербурге на заводе братьев Корниловых. Иногда императрица Александра Федоровна оставалась здесь с Анной Вырубовой; сидя на ковре возле кушетки императрицы, А. Вырубова работала, читала или слушала чтение, рассказы и жалобы Александры Федоровны. Бывало к ним заходил с прогулки император Николай II.

Следующая комната - Палисандровая гостиная, созданная по проекту Р. Мельцера фирмой Ф. Мельцера в 1896-1898 годах. Стены комнаты были затянуты французским шелком желтоватого цвета без рисунка и в нижней части облицованы панелями из палисандра. Из этого материала был выполнен и декор камина. Убранство помещения дополнял рельефный фриз в виде гирлянд. На полках панелей и многочисленных столиках размещались фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы. В гостиной находились два телефонных аппарата, один из которых соединялся со ставкой. Во дворце не существовало специального помещения для столовой — "государь не любил обедать в каком-то одном помещении, поэтому обеденный стол несли в ту комнату, в которой ему в тот вечер хотелось пообедать". По будням чаще всего обеденный стол для императорской семьи накрывался в Палисандровой гостиной императрицы. Здесь 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице Александре Федоровне об ее домашнем аресте. Она приняла его сообщение спокойно и сказала: "Я рада генерал, что именно Вы мне сообщили это. Я понимаю, как тяжело было Вам сообщить это мне. Ведь Вы сами знаете хорошо, что значит лишение свободы".


На фотографии ниже - комната цесаревича. Его игрушки и костюмы.


Бывшая спальня Александры и Николая. В ней находилось около 700 икон! А вы смогли бы спать в комнате с таким количеством икон? Я бы точно не смогла!
Помимо икон, в Спальне по традиции находились две витрины для драгоценностей, среди которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные фирмой К. Фаберже и поднесенные Николаем II супруге.





Из половины императрицы мы переходим на половину Николая - в его приёмную.
Приемная открывала ряд личных комнат императора Николая II, расположенных по правую сторону коридора первого этажа правого флигеля Александровского дворца. После перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896–1898 годах, в этой комнате располагалась Столовая императорской семьи, от убранства которой сохранились дубовые панели, камин и люстра. Находясь рядом с Рабочим (Старым) кабинетом Николая II, это помещение использовалось впоследствии как Приемная государя, где ожидали аудиенции приехавшие на доклад министры, сановники, а также иностранные послы.


В бывшем рабочем кабинете царя сейчас висит портрет его супруги.

...и находятся их костюмы.


И одним из самых запоминающихся интерьеров дворца, несомненно, является Парадный кабинет Николая II.




На этом экскурсия заканчивается. К сожалению, другое крыло здание не отреставрировано. Поэтому для посетителей открыта лишь часть дворца. Но даже эта часть даёт определённое представление о жизни последних Романовых.
Обязательно вернусь в этот музей снова! Взрослый билет стоит 300р, студентам и пенсионерам - 150р, лицам до 18 лет - бесплатно. 










2 комментария:

  1. Просто невероятно красивые места! Молодец, что выбралась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама знаешь как рада!)) Прям нисколько не пожалела, а ведь раньше даже думать о Питере не хотела)

      Удалить